Стоимость перевозки
Рассчитать стоимость таможенного оформления
07 декабря 2016
Статьи

Хождение по морям

Филиал «ТРАСКО» в Санкт-Петербурге, помимо того что является самым северным из семейства, расположен в городе-порте, что определяет особый вектор развития и спектр услуг. Об особенностях и специфике работы филиала и отношениях с европейскими партнерами в непростых условиях поговорим с руководителем филиала Олегом Рысевым.

2016-spb_1-min.png

— Добрый день, Олег, давайте начнем с начала. Как выглядит филиал «ТРАСКО» в Санкт-Петербурге сегодня: сколько сотрудников, в чем особенность, какие ключевые направления развития?

— Добрый день. Филиал в Санкт-Петербурге является одним из самых молодых в семействе филиалов компании и в то же время одним из самых перспективных.

Сегодня у нас 10 сотрудников и традиционные для филиалов компании отделы: комплектных международных и перевозок по РФ, сборных грузов, а также отдел мультимодальных перевозок. Кроме того, у нас есть своего рода эксклюзив — отдел внутрипортового экспедирования.

— О, это весьма интересно. Расскажите об этом отделе подробнее, пожалуйста.

— Как было упомянуто выше, ввиду того что в Санкт-Петербурге расположен один из крупнейших и развитых портов в России, при этом работающий с внешнеторговыми грузами, наш филиал сфокусирован на развитии именно мультимодальных перевозок, к которым мы относим и морские перевозки в частности. При этом не стоит забывать о том, что Петербург является не только морским, но и речным портом. Кроме того, вблизи города расположена современная воздушная гавань — международный аэропорт Пулково, обрабатывающий в том числе и международные грузы. А еще есть развитый железнодорожный узел.

Проще говоря, уникальность Санкт-Петербурга — в транспортно-логистическом смысле, и ресурсы филиала позволяют нам предлагать перевозки различными видами транспорта в любом их сочетании и в комплексе с таможенным оформлением.

— Комплексный подход получается. Но давайте сосредоточимся на морских перевозках. Они, как известно, один из старейших видов транспортировки грузов. При этом эволюция за все время существования впечатляющая. От утлых суденышек, с трудом способных перевозить команду, до огромных трансатлантических грузовых судов, за несколько недель покрывающих гигантские расстояния. В чем особенности и преимущества морского грузового транспорта?

— Да, действительно, сегодня много абсолютно разнообразных грузов перевозится именно морским транспортом. В условиях экономических сложностей, безусловно, наблюдается определенный спад в объемах и морских перевозок, но с точки зрения экономической составляющей и безопасности морские перевозки остаются одними из самых востребованных. Например, доставка груза в контейнере из Китая в Санкт-Петербург, безусловно, будет самой дешевой, но при этом самой долгой по срокам по сравнению с авиа- или автотранспортировкой.

Соответственно, важно понимать баланс в соотношении стоимость/скорость для определения оптимального варианта.

2016-spb_2-min.png

— Каковы перспективы развития морского транспорта? Есть ли у него альтернатива?

— За последние 20 лет рынок морских перевозок действительно эволюционировал. Судоходные компании в целях извлечения максимальной прибыли закупают пароходы бо́льших емкостей, вступают в альянсы с другими судоходными компаниями для расширения географии перевозок с использованием емкостей судов совместно используемых кораблей. Таким образом, такая своего рода глобализация ведет к удешевлению стоимости морских перевозок, что делает их максимально конкурентоспособными.

Надо отметить, что в последние 2 года значительно выросли объемы экспортных грузов через все порты РФ. Одновременно с этим в порт Санкт-Петербурга, а если быть точнее, в развитие портовых терминалов продолжались внушительные инвестиции, направленные на увеличение мощностей и оптимизацию процессов обработки грузов, открытие новых (так, в 2015 году в Санкт-Петербурге был открыт абсолютно новый терминал Бронка).

Все это в комплексе позволяет прогнозировать постепенный рост собственно морских перевозок через Санкт-Петербург, а также дальнейшее развитие мультимодальных перевозок, которые подразумевают оказание в том числе услуг по довозу грузов, прибывших в Петербург морским путем, как автомобильным, так и железнодорожным транспортом. Тем более что у нас есть для этого и опыт, и возможности!

Если говорить про альтернативы морскому транспорту, то понятно, что при доставке грузов с других континентов (например, из США) альтернатив нет. Однако если мы говорим про доставку грузов из ЮВА в РФ, особенно в Сибирь и на Урал, то все бо́льшие обороты набирают перевозки через Дальний Восток с доставкой контейнерных грузов морским в сочетании с железнодорожным транспортом. Этот способ предпочтителен с точки зрения сроков доставки и иногда спорит по цене со считавшимися ранее традиционными вариантами через порты Прибалтики, Финляндии и Санкт-Петербурга.

— В каком случае стоит выбирать именно морской вид транспорта, а в каком предпочесть другие?

— Как уже упоминалось ранее, морской способ перевозки грузов является самым экономически выгодным, но долгим по сроку. Однако тут необходимо обязательно учитывать множество других факторов, а именно (если говорить про импорт в РФ):

  • конечная точка доставки груза в РФ;
  • предпочтения по точке таможенной очистки груза;
  • предпочтения клиента по виду транспорта на складе выгрузки;
  • необходимость перетарки груза из контейнера на авто или в железнодорожном порту.
Исходя из этих данных можно определить оптимальный маршрут и вид транспорта (через Петербург, Владивосток/Восточный, Прибалтику, Новороссийск или Забайкальск). Каждый из указанных маршрутов является, по сути, мультимодальным, так как имеет в своем составе обязательное морское плечо перевозки и свои нюансы по срокам, стоимости и технологии выполнения перевозки.

2016-spb_3-min.png

— В чем специфика перевозки и оформления грузов морским транспортом? О чем всегда нужно помнить клиенту?

— Многие часто сетуют на незапланированное увеличение сроков морской перевозки, когда задерживается прибытие судна из-за погодных условий или происходит задержка в промежуточном порту перевалки из-за не совсем удачной стыковки пароходов, когда груз выгружается в порту перевалки и ожидает в течение нескольких дней судна для дальнейшей перевозки в порт назначения. Здесь следует помнить о том факте, что ни одна морская линия не гарантирует вообще каких-либо сроков доставки груза, о чем написано на оборотной стороне транспортного документа (коносамента). Морская линия лишь берет на себя обязательства и ответственность по доставке груза в порт назначения. Соответственно, при планировании перевозки всегда следует учитывать данный нюанс.

И еще одно.

В отличие от авто-, авиа- и железнодорожных перевозок, в морских перевозках транспортный документ может выполнять не только свою прямую функцию накладной, но и являться товарораспорядительным документом. То есть при отправке груза продавец (он же грузоотправитель, как правило) может запросить морскую линию издать для него оригиналы коносаментов. И без предъявления данных оригиналов в порту назначения по факту прибытия грузополучатель получить свой груз не сможет. Таким образом, при морских перевозках, в случае если продавец и покупатель имеют какие-либо разногласия, в том числе по оплате товара, отправитель имеет специфический инструмент удаленного удержания груза.

— Олег, спасибо за интересную беседу!